Наверное, каждый бывал в ситуации, когда  ты вроде бы не брал в долг в банке или еще где-то, а тебе настойчиво звонят странные люди, представляющиеся, например, сотрудниками какой-то микрофинансовой компании, и требуют вернуть деньги. Законно ли это? Что делать, чтобы звонки прекратились? Разбираемся с управляющим Отделением Калуга Главного управления Банка России по ЦФО Ириной Карлаш.

- Если вы не заключали договор займа и денежные средства не получали, значит, вероятнее всего, вашими паспортными данными воспользовались мошенники и обманным путем получили деньги от вашего имени. Кстати, по статистике за 10 месяцев 2018 года около 10% жалоб граждан в Банк России, касавшихся МФО, были связаны с оспариванием факта заключения договора.

Чтобы разобраться в ситуации, необходимо обратиться в МФО, которая требует от вас вернуть долг, с заявлением о проведении проверки. Также необходимо направить жалобу в Банк России (например, через интернет-приемную на сайте www.cbr.ru) и в Федеральную службу судебных приставов.

Банк России, получив обращение от гражданина, выяснял все обстоятельства и взаимодействовал с микрофинансовой организацией. Если обнаруживалось, что речь шла об МФО, а не о нелегальном кредиторе, то МФО проводила свою проверку. После чего она аннулировала действие договора займа, а также обращалась с заявлением в правоохранительные органы. Пострадавшему микрофинансовая организация направляла письмо с разъяснениями ситуации и извинениями.

Добавлю, что привлечение к уголовной ответственности мошенников, нелегальных кредиторов, относится к компетенции правоохранительных органов, поэтому в подобных случаях нужно незамедлительно обратиться с заявлением в полицию.